Тольятти станет территорией опережающего развития

Город автостроителей будет развивать отрасли от рыболовства до IT, но риск всплеска безработицы сохранится

Фото: РИА Новости/ Юрий Стрелец

Министерства экономики создало проект наделения Тольятти статусом территории опережающего развития с десятком налоговых льгот и 41 млрд рублей инвестиций в течение 10 лет. Вместо одного градообразующего «АвтоВАЗа» обитателям города предложат освоить 33 новые сферы деятельности, включая пресноводное рыболовство, производство компьютеров и утилизацию отходов. В экономику города, как рассчитывают в Министерства экономики, будет привлечено 466 новых инвесторов.

Не обращая внимания на оптимистичные замыслы, угроза роста социальной напряженности сохраняется.

Проект распоряжения о создании ТОР «Тольятти» размещен на сайте раскрытия информации. Министерства экономики приняло заявку на создание таковой территории в Самарской области 18 марта 2016 года. Подать заявку на получение статуса ТОР, кроме регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, смогут лишь города из списка 1, в который входят самые экономически депрессивные моногорода страны, среди них и Тольятти, на котором отражается ухудшающееся из года в год экономическое состояние «АвтоВАЗа». На заводе компании в Тольятти на данный момент трудится 50 тыс. человек из 710 тыс. горожан.

За последние пять лет с завода было выгнано с работы 40 тыс. работников. В 2008–2009 годах завод сократил 45 тыс. человек.

— Тольятти — не классический моногород. Громадный город с 700-тысячным населением, это не Пикалево, где некуда деваться. Бизнес тут имеется, тот же «Тольяттиазот». Это агломерация Тольятти–Самара, единое пространство с улучшающейся транспортной доступностью.

Важной социальной остроты быть не должно, те, кто желает трудиться, в ТОР работу отыщут, — уверен участника совета экспертов «Рабочий России» Владислав семь дней.

Не смотря на то, что он признает, что будет непросто мотивировать осваивать пошив и рыболовство одежды тем, кто привык собирать автомобили. Для этого, согласно точки зрения специалиста, местные власти должны деятельно внедрять программы переподготовки кадров.

Министерства экономики уверен в том, что социальные риски первостепенны при создании ТОР, но без реформы обстановка в городе будет быстро ухудшаться. Так, без ТОР количество безработных граждан будет существенно выше и составит: на конец ??2016 года — 15,8 тыс. человек, 2017-го — 21,4 тыс. человек, 2018 года — 22,1 тыс. человек, ??в 2019-2020 годах — 22,5 тыс. человек, что приведет к важному ухудшению социальной обстановке в городе.

— Кроме того? с учетом создания территории опережающего развития на рынке труда муниципального округа Тольятти не все высвобожденные работники будут иметь возможность трудоустроиться, — признают в Министерства экономики.

В рамках ТОР планируется создание 24,8 тыс. новых рабочих мест, что в разы меньше численности сокращенных работников завода сейчас.

Механизм ТОР был предложен президентом Владимиром Путиным в 2013 году, в конце 2014-го правительство подготовило закон, регламентирующий создание таких территорий. Первые три года действия закона развиваются в первую очередь восточные территории и моногорода, обстановка в которых требует производственной диверсификации. В каждую ТОР приходит одобренная правительством управляющая компания, которая заключает соглашения с инвесторами.

Условия членства в ТОР предусматривают особенный режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса (а также ставка налога на прибыль от 0 до 5%, нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет), таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный зарубежный персонал.

Доктор наук социальной политики и кафедры труда Александр Щербаков видит две главных неприятности в создании ТОР «Тольятти». Во-первых, механизм ТОР не адаптирован под неприятности многородов. Он создавался под дальневосточные регионы, где мало населения и имеется необходимость завлекать ресурсы и строить проекты с нуля.

В моногородах обстановка противоположная — большая безработица при высокой квалификации местных жителей и наличие уже имеющихся производств. Вторая неприятность — неготовность населения уходить в сферы, через чур далекие от машиностроения, к примеру в сельское хозяйство.

— Я думаю, легко точечных налоговых льгот было бы достаточно, и программ развития проектов, родных к машиностроению, дабы не создавать для людей обстановки, в то время, когда они 20 лет трудились на «АвтоВАЗе», а позже вынуждены уходить в совсем далекие от этого сферы. Так рынок труда лишь теряет квалифицированный персонал, — вычисляет Щербаков.

Также читайте:

Н. И. Меркушкин прокомментировал присвоение Тольятти статуса территории опережающего развития


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас: