Разработчики представили «стеклянную кабину» для Ту-160

Панель управления стратегического бомбардировщика будет похожей на те, что устанавливают в кабинах современных пассажирских лайнеров

Фото: Наталья Мурзина

Национальный НИИ авиационных совокупностей (ГосНИИАС) и компания «Туполев» (входит в ОАК) начали системную интеграцию оборудования для модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160. ГосНИИАС представил прототип панели управления для модернизированного Ту-160 — это жидкокристаллические мониторы, на каковые в зависимости от задач выводится необходимая летчикам информация, так называемая концепция стеклянной кабины, в то время, когда панель с механическими указателями и многочисленными датчиками заменяется на пара дисплеев, каковые настраиваются для отображения нужных данных. Это упрощает управление самолетом, отработку и навигацию боевых задач.

на данный момент с представителями компании «Туполев», штурманами и лётчиками ВКС ГосНИИАС ведет отладку режимов отображения информации, решают вопросы эргономики, сотрудничества экипажа с информационно-управляющим полем кабины.

— Еще каких-нибудь два десятка лет назад авионика современного в то время самолета делала 15–20 главных функций — навигация, автопилот, сообщение и другие, — поведал научный руководитель ГосНИИАС Евгений Федосов. — Сейчас число главных функций самолета дальней авиации превышает сотню, и из года в год по мере повышения требований к точности навигации, сложности совокупностей оружия авиационного комплекса их количество будет лишь возрастать.

Модернизированный Ту-160 строится по принципу «открытого борта»: в новом самолете планируется применять десятки разных совокупностей от порядка 30 больших поставщиков. Организация архитектуры авионики по такому принципу разрешила максимально упростить управление и интеграцию совокупностями связи, радиоэлектронной борьбы, навигации и других. По требованиям компании «Туполев» прибористы унифицировали интерфейсы на системном уровне, что значительно облегчило оснащение самолета авионикой, и обмен данными между системами и приборами от различных производителей.

В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) отмечают, что за прошлые полтора десятка лет отечественное приборостроение сделало громадной ход вперед. Самолет оснащается устройствами лишь отечественного производства, и все компоненты бортовой авионики по собственной функциональности находятся на уровне мировых стандартов.

— Модернизированный Ту-160 станет, пожалуй, первым современным отечественным самолетом, где всё — от элементной базы и до ПО — выполнено русскими экспертами, — сказал директор научного центра ОАК Владимир Каргопольцев.

По словам представителей ОАК и «Туполева», на данный момент конструкторы и учёные обсуждают внедрение и разработку для пилотов совокупности дополненной виртуальной реальности — так надёжнее пилотировать в условиях нехорошей видимости, и внедрение совокупности голосовых команд — с ее помощью возможно значительно снизить нагрузки на экипаж в долгих полетах.

В модернизированном Ту-160 в первый раз для отечественных «стратегов» будут употребляться интеллектуальные совокупности помощи пилота — автоматика сама посоветует оптимальное ответ по выводу самолета из критической обстановки.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает пара преимуществ концепции «стеклянной кабины».

— «Стеклянная кабина» разрешает концентрироваться пилоту на нужной сейчас информации, разрешает проводить лучший ситуационный контроль, — пояснил Олег Пантелеев. — Современные жидкокристаллические панели уже удачно используются на многих гражданских и боевых самолетах, они не бликуют, надежны, удачно употребляются в ночи и любое время дня, и значительно легче классических устройств со стрелочными индикаторами.

В апреле прошлого года глава МинОбороны Сергей Шойгу поручил возобновить производство бомбардировщика Ту?160 в модернизированном виде. Обновленный самолет будет именоваться Ту?160М2. До 2020 года на вооружение воздушно-космических сил планируется поставить десять таких самолетов. Ту?160М2 отличается от собственного предшественника новым комплексом бортовой электроники и комплектом оружия.

По сути, это будет новый самолет со ветхим видом.

Также читайте:

ГосНИИАС представил стеклянную кабину для Ту 160М2 nanonews 2011


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас: