«Проблемные» школы могут составить конкуренцию топовым

Натаскивание на ЕГЭ и допобразование разрешает школам с социально неблагополучным контингентом добиться тех же результатов, что у высокорейтинговых учебных учреждений

Фото: АГН «Москва»

Эксперты НИУ ВШЭ совершили изучение школ, в которых обучаются дети из социально неблагополучной среды, и пришли к парадоксальному выводу: часть этих детей получает таких же удач, что и ученики высокорейтинговых школ.

На протяжении изучения авторы вычислили индекс социального благополучия более 1,2 тыс. школ. Данный показатель зависит от уровня образования своих родителей учеников, доли безработных своих родителей, доли детей, состоящих на учете в других органах и полиции, и доли учеников, для которых русский язык неродной.

У школ с самым низким индексом социального благополучия нет дополнительного финансирования, они не отбирают самых одаренных детей, а трудятся с теми, кто живет рядом. Но кроме того среди них имеется такие, где дети показывают высокие результаты. Эксперты именуют такие школы резильентными от британского resilient — устойчивый, выносливый, живучий.

В чем секрет успеха таких школ? Ученые уверены в том, что основное в них — высокие ожидания у администрации школы и особенный климат помощи учеников. На протяжении опросов директора сказали, что вычисляют главным конкурентным преимуществом собственного учреждения высокие баллы ЕГЭ выпускников и уделяют подготовке к государственному экзамену значительное внимание.

Помимо этого, директора «проблемных школ с отличных показателей» вычисляют собственными приоритетами разнообразные программы профильного обучения и дополнительное образование.

Зачисление в школу, относящуюся к категории резильентных, по идее должно давать ребенку из самой сложной семьи хорошие шансы на успешную карьеру. Но, во-первых, снаружи и по заглавию эти школы ничем не отличаются от остальных — с таким же контингентом, но с предсказуемо низкими показателями успеваемости. А во-вторых, как продемонстрировало изучение, кроме того высокие баллы ЕГЭ не означают, что выпускник таковой школы возьмёт высшее образование.

Они просто не идут в высшии учебные заведения, и эксперты связывают это с обстановкой в семье.

— Резильентные школы готовят детей так, что они сдают ЕГЭ на уровне учеников лучших школ, — поведала «Известиям» ведущий научный сотрудник Центра развития экономики школы Университета образования НИУ ВШЭ Марина Пинская. — И у этих выпускников большой выбор институтов. Но они в них не идут по многим причинам, которые связаны с семьей. Частенько у своих родителей нет средств, дабы дальше содержать ребенка. Они заинтересованы в том, дабы он стремительнее взял профессию и начал получать деньги. А до тех пор пока ребенок получает образование институте, в особенности в другом городе (и уж точно не в собственной деревне, если он окончил сельскую школу), нужно платить за его проживание, давать ему деньги.

Исходя из этого такие дети нуждаются в помощи.

Второй фактор, согласно ее точке зрения, — равнодушное отношение к высшему образованию в той социальной среде, которая окружает ребенка. Оно просто не считается целью и ценностью.

— В противном случае говоря, школа срабатывает как социальный лифт — поднимает ребенка на этаж, а дальше он обязан двигаться сам. А он не движется, — добавила специалист.

Директор ижевской школы №97 Ахтам Чугалаев, признанный в 2010 году лучшим директором школы в стране, заявил «Известиям», что самые гениальные преподаватели трудятся в коррекционных и запасных школах. Этим он растолковал феномен резильентных школ.

— Самые гениальные трудятся в школах для детей, каковые лишены умственных свойств совсем. По причине того, что им приходится изобретать многие вещи, дабы организовать детей. Где трудиться несложнее несложного?

В школе, куда детей отбирают, где у них не просто интеллект в сохранности, а они одаренные. Такие дети сами идут вперед, их не требуется направлять. В данной ситуации скорее преподаватель идет за ребенком.

И эти школы почему-то постоянно получают лавры.

Что касается школ с учениками из неблагополучной социальной среды, показывающих высокие результаты, в том месте, отметил Чугалаев, трудятся настоящие специалисты — так как уровень качества образования не может быть выше качества преподавателей.

Одновременно с этим член совета по русскому языку при президенте, глава региональной публичной организации «Свободная ассоциация словесников» Роман Дощинский к итогам изучения отнесся с недоверием.

— Практика других регионов и Москвы показывает: в случае если школа находится в социально неблагополучной территории, она a priori не имеет возможности попасть в категорию школ, дающих прекрасные результаты, — сообщил он «Известиям». — У нас все дети министров и т.д. ходят в элитные школы, хорошие школы, с отобранным контингентом детей. В случае если мы взглянуть на первую двадцатку столичных школ, мы заметим, что это школы, в каковые просто так не попадешь.

Согласно его точке зрения, в школах, где обучается контингент из неблагополучной среды, нет главного — кадрового ресурса.

— Что у нас, лучшие преподаватели трудятся в школах около рынка? Вот если бы у нас была государство и рекрутинговая система завлекало бы преподавателей соцгарантиями, так бы и было, но этого, к сожалению, не происходит. Я глава предметной рабочей группе по русскому языку в Москве.

У нас 600 специалистов, каковые контролируют результаты ЕГЭ. Откуда они все? Они все в топовых школах трудятся, — заключил Роман Дощинский.

Также читайте:

Езда по обочинам или по правилам?


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас:

  • ШКОЛА ЖИЗНИ С МОСКОВСКИМ УКЛОНОМ

    Сейчас в подмосковном Голицыне начал собственную работу очередной семинар столичной Школы политических изучений. За девять лет существования школы ведущие федеральные политики, представители…

  • Милонов требует ввести в школах уроки семейной жизни

    Депутат направил соответствующее обращение в Министерства образования Фото: ТАСС/ Интерпресс/ Александр Николаев Депутат заксобрания Петербурга Виталий Милонов направил обращение в Министерства…

  • Минобороны РФ ответило на новые обвинения в ударе по школе в Идлибе

    Представитель армейского ведомства Игорь Конашенков назвал защитников прав человека Human Rights Watch лжецами и безумными Правозащитники из организации Human Rights Watch, каковые спустя более…

  • Приз за природу власти

    Совет Европы наградил медалью За удачи Столичную школу политических изучений. Это первая приз для того чтобы рода, которую взяла в Российской Федерации публичная организация. Столичную школу…

  • Для риелторов могут ввести финансовую ответственность за сделки

    Депутаты предлагают проводить аттестацию агентов по недвижимости и ужесточить к ним требования Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Петр Ковалев 30 августа в Общественной палате пройдет «нулевое чтение»…