По опыту операции в Сирии российским вертолетам поменяют лопасти

Эксперты уверены в том, что для применения в пустынных районах лучше подойдут цельнокомпозитные подробности

Фото: РИА Новости/Антон Денисов

Опыт применения вертолетов Воздушно-космических армий в сирийской кампании станет обстоятельством массовой замены «хороших» цельнометаллических лопастей несущих винтов на новые — выполненные из композитных материалов. Первой машиной, взявшей «композитные» лопасти, стал модернизированный боевой вертолет Ми-28НМ. По словам командующего ВКС Виктора Бондарева, серийные поставки обновленного «Ночного охотника» начнутся не позднее 2017 года.

С этого времени массовое обновление винтов ожидают и другие вертолеты, стоящие на вооружении русском армии.

— Эксплуатация вертолетов в пустынной местности с очень сильно запыленной образованием и атмосферой песчаных вихрей при посадках и взлётах вертолетов на необорудованных площадках постоянно сопровождается повышенным износом лопастей, — прокомментировали обстановку «Известиям» в холдинге «Вертолеты России» (входит в «Ростех»). — Так было в Афганистане, Ираке, Египте, Ливии — везде, где вместо почвы песок, а в воздухе до высоты в пара сотен метров висит пелена пыли. Пыль — это абразив. Это было и будет проблемой, решить которую полностью запрещено, а возможно только снизить ее остроту.

А также переходом на использование современных цельнокомпозитных лопастей.

Как сообщили в «Вертолетах России», цельнокомпозитные конструкции владеют существенно повышенной усталостной прочностью, стойкостью и боевой живучестью к внешним действиям, их ресурс многократно больше, чем у цельнометаллических лопастей.

До последнего времени Минобороны предпочитало закупать только железные вертолетные лопасти. В армейском ведомстве «Известиям» уточнили, что это было вызвано конструктивными изюминками этих изделий — лопасти складывались из нескольких элементов, что разрешало при боевом повреждении одного из них поменять не полностью лопасть винта, а лишь ее часть. С композитными изделиями до последнего времени подобную операцию совершить было нереально.

При повреждения лопасть заменялась полностью так, что в контексте высокой боевой нагрузки на вертолетный парк было экономически неэффективно.

По словам представителя холдинга «Вертолеты России», на Столичном вертолетном заводе им. М.Л. Миля создана и освоена в умелом производстве новая разработка изготовления лопастей несущего винта из современных композиционных материалов на базе углеволокна. Одно из главных ее отличий: лопасть изготавливается и полимеризуется в пресс-форме полностью, а не планирует из хвостовых секций и лонжерона, как это было раньше.

На ПАО «КВЗ» композиты используются для того чтобы новых вертолетов «Ансат» и Ми-38. Цельнокомпозитные лопасти несущего и рулевого винтов уже взяли вертолеты Ми-38, Ми-35М (модернизированный Ми-24 с винтами по типу Ми-28), Ми-171А2 (кроме этого взявший новые лопасти несущего и рулевого винтов, подобные используемым на вертолете Ми-38), помимо этого, их ставят на новый тяжелый транспортный вертолет Ми-26М2.

— Часть композиционных материалов в конструкции вертолетов всегда увеличивается, и на данный момент на предприятии закончена реконструкция производства с целью повышения количеств производства подробностей из улучшения и композиционных материалов их качества, — поведал представитель «Вертолетов России». — К сожалению, эксплуатация вертолетной техники в условиях пустынь была и остается непростой задачей: лопасти винтов вертолетов и другие агрегаты постоянно будут подвергаться повышенному износу при эксплуатации в пустынных регионах. В холдинге идет поиск мер по защите лопастей винтов вертолетов от абразивного действия: исследуются возможности применения современных антиабразивных дополнительного усиления и покрытий передних кромок лопастей.

Правильные количества производства цельнокомпозитных лопастей в холдинге не раскрывают, ссылаясь на закрытость вопроса. Глава компании Александр Михеев только подчернул, что «Вертолеты России» до 2020 года собираются выпустить 870 автомобилей общей стоимостью около 388 млрд рублей. Из этих замыслов направляться и количество нужных цельнокомпозитных несущих и хвостовых лопастей.

Если судить по тому, что авиабазу Хмеймим Российская Федерация предполагает применять на постоянной базе, вопрос удешевления эксплуатации вертолетной техники станет для Минобороны первостепенным, соответственно, с ним и переход на новые цельнокомпозитные лопасти для всего парка эксплуатируемой в Сирии техники.

— Если судить по фотографиям, попавшим в интернет, на модернизированном «Ночном охотнике» уже стоят новые композитные лопасти несущего винта с поменянными законцовками, — сказал «Известиям» специалист в области вертолетной техники Антон Лавров. — Это говорит о том, что разговор об осмыслении опыта боевого применения вертолетной техники в Сирии не просто слова, а настоящая работа, направленная на увеличение боевой эффективности отечественных вертолетов. По некоторым данным, применение новых цельнокомпозитных лопастей на Ми-28НМ приведет к повышению крейсерской и большой скорости вертолета. В случае если в такой же пропорции увеличилась и надежность самих лопастей, то это решающий довод для перехода с железных на композитные лопасти.

Также читайте:

По опыту операции в Сирии российским вертолетам поменяют лопасти


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас: