Павел Скурихин: Сибири нужны спецтарифы на перевозку зерна

Глава Российского зернового альянса (РЗС) Аркадий Злочевский объявил, что из всех федеральных округов России только в Сибирском наблюдаются кое-какие неприятности в связи низкой снегопадом и урожайностью зерна, но сбор все равно будет выше, чем два года назад — на уровне 13,7 миллиона тысячь киллограм. Обстановку для Bigness.ru комментирует президент Национального альянса зернопроизводителей Павел Скурихин.

— Как Вы оцениваете состояние с уборочной кампанией в Сибирском федеральном округе?

Уборка зерновых культур в Сибирском федеральном округе еще длится. По состоянию на 15 октября убрано 90%, и, не обращая внимания на то, что оптимальные сроки уже прошли, необмолоченными остаются порядка 700 тыс. га. Если сравнивать с прошлым годом, в текущем сельскохозяйственном сезоне отмечается понижение урожайности по зерновым культурам по пшенице на 2 ц/га, а по ячменю фактически на 3 ц/га.

Разбирая обстановку с уборочной кампанией в СФО, возможно заявить, что собранного уже на сегодня количества зерна в физическом весе будет достаточно для обеспечения внутренней потребности региона (на уровне 12 млн. тысячь киллограм). Но становится причиной беспокоства вопрос качества намолоченного зерна. Дело в том, что погодные условия, каковые в текущем году в значительной мере осложнили сибирским зернопроизводителям исполнение агротехнических требований, не только скорректировали количество урожая, но и очень плохо сказываются на качественных показателях зерна

— Как поднять урожайность в Сибири?

Нужно подчернуть, что на результаты уборки зерновых в текущем году повлиял не только погодный фактор. Дело в том, что низкая денежная обеспеченность очень очень плохо отражается на технической оснащенности отечественных сельхозпроизводителей. Особенно тяжёлая обстановка сложилась с зерноуборочными комбайнами.

Из-за недостаточной обеспеченности зерноуборочной техникой необоснованно удлиняются сроки уборки зерновых культур, что ведет к большим утратам выращенного урожая. Так, при биологической зрелости зерна его уборка должна быть совершена в течение 5 — 6 рабочих дней. В другом случае любой дополнительный сутки ведет к 1% утрат урожая. В большинстве зернопроизводящих территорий она растягивается на срок до 30 дней.

В следствии утраты урожая могут быть около 20 и более процентов. К сожалению, обстановка в отрасли по обеспеченности сельскохозяйственной техникой не улучшается, не обращая внимания на все обращения в федеральные структуры.

Кроме этого нужно решать вопрос обеспеченности зернопроизводителей элеваторными и напольными хранилищами зерна. В Госпрограмме предусмотрена господдержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, логистического обеспечения и развития инфраструктуры рынков продукции растениеводства, в рамках которой запланировано субсидирование части затрат по оплате ставки по кредитам, взятым на решение вопроса обеспеченности специальными зернохранилищами, но как продемонстрировал прошедший и текущий сезон, этого выяснилось не хватает. В целом по стране емкость элеваторов, специализированных хранилищ и хлебоприёмных пунктов в больших сельхозпредприятиях согласно статистике на 2009 год составляла 118,42 млн. тысячь киллограм единовременного хранения.

В также время обеспеченность мощностями по хранению зерна по главным зернопроизводящим территориям РФ образовывает 64,9 млн. тысячь киллограм. Наряду с этим из-за тяжелого денежного состояния большинство складского комплекса страны в течении последних 15 лет фактически не ремонтируется и не модернизируется. Исходя из этого большая часть элеваторов имеет возможность сейчас принимать зерно на хранение максимум на 50 % от их проектной мощности. Так, при валовом сборе зерна в прошедшем сезоне на уровне 97 млн. тысячь киллограм специальным хранением в главных зернопроизводящих регионах было обеспечено не более 60-70% собранного урожая. За этот год было введено в работу и модернизировано недостаточное количества объектов для сушки, хранения и подработки зерна.

В следствии отсутствие таких специальных объектов при негативных условиях на протяжении уборочной кампании ведет к важным утратам собранного урожая и понижению его качества.

— Как решить такие неприятности, как недочёт элеваторов, что ставит под угрозу уже собранный урожай, и удаленность от главного рынка сбыта — Центральной России, в следствии чего логистика делает сибирское зерно неконкурентоспособным на русском рынке?

Главные потребители зерна: животноводческие и перерабатывающие фирмы,- на территории Сибирского федерального округа снабжают ликвидность зерна и его локальную конкурентоспособность. Излишки произведенного зерна вывозятся в другие регионы страны и за предел.

В силу расположения зернопроизводящих регионов Сибири цена транспортных затрат играется ключевую роль. На сегодня транспортно-логистические издержки в Российской Федерации на 40% выше, чем в других государствах. Это связано как с перевозкой на долгие расстояния (по некоторым регионам превышающими 3 500 км), так и с действующими ж/д тарифами. Затраты на транспортировку 1 тонны зерна из регионов Сибири смогут быть больше 2 тыс. рублей.

При негативной ценовой конъюнктуре такая тарифная нагрузка делается «заградительной».

В ответе этого вопроса прекрасно себя зарекомендовала практика введения особых тарифов на перевозку зерна. Кроме этого возможно взглянуть варианты субсидирования части затрат на доставку зерна до портовых терминалов.

— Как продвигается работа в направлении зерновых поставок в Китай и АТР, что особенно актуально на фоне сближения России с Китаем и, по сути, может решить проблему с реализацией сибирского зерна, о которой местные фермеры говорили два-три года назад?

Актуальность в реализации сибирского зерна в государства Юго-Восточной Азии, а также в Китай, остается и на сегодня. На совершённом в июле этого года в городе Омске Зерновом форуме Сибири многие сибирские зернопроизводители отмечали интерес к данной теме.

Потенциал для этого у региона имеется, но реализация таких поставок станет вероятной лишь при ответе следующих проблемных вопросов.

Первый из них — это высокие тарифы. Как я уже сказал ранее, решить эту проблему возможно или введением особых тарифных коэффициентов в отношении экспортных операций с зерном в этом направлении, или субсидированием части затрат на транспортировку.

Вторая неприятность содержится в отсутствии зернового терминала на Дальнем Востоке. Но работы в ответе этого вопроса уже ведутся. Самый продвинутая стадия проекта отмечается в Объединенной зерновой компании, которая планирует строительство зернового терминала в порту «Зарубино».

Мы сохраняем надежду, что в ближайшие 3-4 года таковой терминал покажется.

В качестве третьего проблемного вопроса, нужно выделить проблему доступа русского зерна на рынок Китая. Продолжительное время импорт зерновых культур из России на китайский рынок был закрыт. А сейчас на фоне, как Вы верно отметили, сближения России с Китаем нужно возобновить экономические связи в сфере торговли продукцией сельского хозяйства. В отношении продукции животноводства все нужные разрешения взяты, и поставки уже начались. Сейчас кроме этого нужно наладить торговлю зерном, для этого требуется выстроить логистику и выяснить с китайской стороной совместные подходы к качественным показателям зерновых культур.

Дабы отыскать ответ данной неприятности, 6 ноября приезжает китайская делегация Национальной Зерновой Администрации во главе с ее начальником по приглашению Национального альянса зернопроизводителей.

— На какой стадии находится реализация проекта "Создание инфраструктуры для организации экспорта сибирского зерна в Китае"?

Работы по реализации данного проекта деятельно ведутся. Как уже отмечалось, идет плановая подготовка к постройке зернового терминала на дальневосточном побережье России. По словам управления Объединенной зерновой компании, на данный момент они занимаются проектными работами, оформлением земельного надела для постройки портовой инфраструктуры.

Кроме этого, как мне известно, прорабатываются вопросы оборудования пограничных переходов с КНР нужным элеваторным хозяйством для организации перевалки зерна на ЖД транспорт.

Параллельно Национальным альянсом зернопроизводителей совместно с Национальным альянсом производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции приступили к реализации предлагаемого замысла по стабилизации и развития производства зерна в Сибири. Так, начатая в прошедшем сезоне Пекинская программа, направленная на производство товарного пивоваренного ячменя на территории СФО и последующего экспорта в Китае, поддерживаемая на правительственном уровне русском и китайской сторонами, удачно начинается.

Также читайте:

Зерновой терминал. Anylogic.


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас:

  • Правительство придержит зерно пошлинами

    Правительство России умышленно встряхнуло рынки. На мировых площадках цены на зерно подскочили более чем на 8% по окончании заявления первого помошника премьер-министра РФ Виктора Зубкова о…

  • Холодная весна испортила статистику по зерну

    К 1 мая посевные площади зерновых в Российской Федерации сократились практически на 40% если сравнивать с прошлым годом. Свидетельствует ли эта угрожающая статистика Росстата, что Российская…

  • Индустриализация покоряет "город невест"

    Иваново, известное собственными ситцами, меняет ориентацию. Делать ставку на один вид бизнеса не просто недальновидно, но и страшно: через чур велика цена для того чтобы решения в кризис….

  • План для начала нового дела всего за десять дней

    Эта информация по большей части для тех, кто желает открыть собственный дело, но не решается и не имеет возможности из-за отсутствия денежного обеспечения. Мы же предлагаем конкретное ответ на…

  • Евгений Маврин: Экономика без границ

    Немногие субъекты РФ могут похвалиться экономическими достижениями. оптимальнее живется тем, кто добывает нефть, цветные металлы и газ. Но на одной сырьевой базе далеко не уедешь — это осознали…