Омская сенсация в японском стиле

10 июня 2008 года прошла презентация новой книги «Омская сенсация. Серия акварелей Бёзана Хирасавы «обычаи и Жизнь айнов», выпущенной Издательской программой «Интерроса» в ходе проекта для музейных специалистов «Первая публикация».

Презентация прошла в Зале литературы по мастерству Общероссийской национальной библиотеки зарубежной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ).

По словам помощника директора ВГБИЛ Ольги Синицыной, в этом зале «частенько скрещиваются незаточенные копья, обсуждаются ответственные творческие неприятности современной издательской и художественной судьбе, современного образования в сфере мастерства».

«Омская сенсация» – первая книга новой серии, созданной в рамках ежегодного конкурса для музейных специалистов «Первая публикация». Практически стостраничная книга-альбом – первое иллюстрированное издание на русском, посвящённое неповторимой коллекции акварелей японского живописца Бёзана Хирасавы (1822–1876) из собрания Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.

Врубеля. Сюжеты картин Хирасавы воображают классическую бытовую и обрядовую культуру населения украины – коренного населения северо-западных территорий Японии, жившего кроме этого на Сахалине, Камчатке и Курилах. Омская коллекция из 12 акварелей – самая большая коллекция произведений Бёзана Хирасавы в мире (всего известно около 60 его картин). Она содержит редчайший изобразительный материал по этнографии айнов. Кое-какие предметы и сюжеты классической айнской культуры видятся на этих картинах в первый раз в истории изобразительного мастерства.

Хирасава совершил среди айнов на Хоккайдо практически четверть века и рисовал картины, основанные на собственных наблюдениях. Согласно точки зрения японского исследователя из Токийского национального музея Сасаки Тосикадзу, омская серия айну-э (айну-картин) создана самым гениальным живописцем из всех, кто когда-либо обращался к данной теме.

Презентация проходила в форме круглого стола, где обсуждались вопросы, которые связаны с определением научной и художественной сокровище коллекции акварелей Бёзана Хирасавы и книги «Омская сенсация», в которой коллекция в первый раз представлена самый полно и подробно, с учетом результатов особого междисциплинарного изучения. Участники дискуссии кроме этого обсудили актуальную проблему популяризации научного знания и музейного наследия через книгоиздательскую деятельность – в связи с проектом Издательской программы «Интерроса» – «Первая публикация».

Ведущая круглого стола – Ольга Валентиновна Синицына, помощник директора Общероссийской национальной библиотеки зарубежной литературы им. М.И. Рудомино.

Участники дискуссии:

  • Ирина Остаркова, начальник Издательской программы «Интерроса».
  • Сергей Арутюнов, Антропологии и Института научный сотрудник Этнологии РАН, исследователь айнской культуры.
  • Сергей Деменский, координатор Гуманитарного проекта Ивана Полякова.
  • Евгения Илюхина, научный сотрудник Национальной Третьяковской галереи.
  • Борис Коников, директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
  • Ирина Карапетова, ведущий научный сотрудник Дальнего Востока и отдела Сибири Российского этнографического музея (Петербург).
  • Александр Полещук, г лавный редактор издания «Восточная коллекция».
  • Наталья Самойленко, исполнительный директор фонда социальной помощи В. Потанина.
  • Галина Севостьянова, заведующий отдела графики Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
  • Наталья Толстая, ученый секретарь Национальной Третьяковской галереи.
  • Илона Смирнова, директор по формированию Национального Литературного музея.
  • Ирина Шуманова, научный сотрудник Национальной Третьяковской галереи.

В презентации кроме этого участвовали представители ведущих средств массовой информации, музейные эксперты, опытная и заинтересованная общественность.

Воображая новое издание, Ирина Остаркова выделила, что «работа над книгами проходит во сотрудничестве не только с музеями-победителями «Первой публикации», но и с другими музеями и экспертами, которых завлекает Издательская программа «Интерроса», и, так, проекты становятся межмузейными, а при с «Омской сенсацией» – межправительственными, по причине того, что кроме Этнографического музея (СПб) и Омского музея над данной книгой трудились представители ещё двух японских музеев».

Борис Коников отметил: «Книга вводит коллекцию Бёзана Хирасавы в научный оборот, был предпринят культурологический анализ, и книга будет занимательна искусствоведам, этнографом, культурологам, философам… Книга «Омская сенсация» – одна из немногих возможно призывом к ученым деятельно выходить из окопов и не стесняться популяризаторства». Галина Севастьянова выделила: «Издательская программа научила трудиться динамично, на подъеме… были совершены дополнительные изучения, каковые дали материал для более глубокого понимания творческого способа живописца и его изобразительной совокупности».

Исследователь айнской культуры академик Сергей Арутюнов следующим образом оценил труд музейных издателей и сотрудников: «Каждое новое открытие, любой новый документ, тем более таковой броский полный этнографический в подробностях, как серия акварелей Хирасавы Бёзана – эпохальное событие в изучении айской культуры. Это прекрасное издание имеет неоднозначную сокровище: с одной стороны, это картины способного живописца, которых мало сохранилось в мире. Я уверен, что Хирасава Бёзан написал за собственную жизнь не меньше пары тысяч акварелей, но сохранилось их всего лишь пара десятков… Иначе, тогда не было ещё кино и эти картины – это документальная хроника.

Если бы была в то время документальная хроника, она продемонстрировала бы нам первые шаги японского правительства в начальные годы Мэйдзи, в то время, когда при помощи европейских и американских инструкторов развернулась работа по колонизации и по цивилизации Хоккайдо – это был неоднозначный процесс. Вот всё это и другое на данный момент в подробностях возможно заметить на превосходных репродукциях, каковые приведены в книге «Омская сенсация». Причем весьма полезно, что тут не просто картины, а их фрагменты в увеличенном виде, они аннотированы, они выделены, исходя из этого это легко превосходный презент отечественному читателю и прекрасный, введенный в научный оборот источник».

Наталья Толстая, консультант конкурса «Первая публикация» высказала вывод, что «это книга, созданная научным сообществом для себя и как бы оно об этом грезило… Научная пилюля значительно несложнее проглатывается публикой в таковой превосходной облатке, это один из дорог сближения с публикой, дабы эксперты не были таким кругом, что страшно далек от народа… Наука – это нескучно!».

Партнеры Издательской программы «Интерроса»: Гуманитарный проект Ивана Полякова – постоянный партнер интернациональных выставок коллекции акварелей японского живописца Бёзана Хирасавы из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и компания AirUnion – партнер Издательской программы «Интерроса», осуществляющий перевозку тиража книг по проекту «Первая публикация» в регионы России.

Дополнительная информация:

http://www.interros.ru/photos/hiracav

http://www.interros.ru/news/1-10/1501-2007-12-24.html

Также читайте:

"Новые русские сенсации": "Отец Галкина: я жив!"


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас: