ОАК обезопасит самолеты с помощью лазера

Русские ученые создали пример интеллектуальной конструкции крыла из композитных материалов с внедренными в структуру материала лазерными датчиками

Фото: irkut.com

Фонд перспективных изучений (ФПИ), Научно-инновационный центр «Университет развития изучений, трансферта и разработок разработок» (НИЦ «ИРТ») и химики МГУ завершают разработку примера интеллектуальной конструкции крыла из композитных материалов с внедренными в его структуру лазерными датчиками. Лазерное волокно для мониторинга композитных конструкций употребляется в первый раз, и его использование призвано значительно увеличить надежность и уменьшить вес изделия.

Современные гражданские лайнеры А-380 и Boeing 787 Dreamliner складываются из композитов более чем наполовину, новый отечественный самолет МС-21 — на треть. Но в сравнении с привычным для авиастроения алюминием композиты менее изучены. По словам председателя совета директоров ФПИ Андрея Григорьева, существует насущная необходимость разработки совокупности постоянного мониторинга состояния конструкции современного самолета, которая разрешит безопасно эксплуатировать технику в течение долгого времени в твёрдых условиях экстремальных нагрузок и неблагоприятного климата, при нанесении ударов и других внешних действиях.

ФПИ завершает работу над проектом интеллектуальной конструкции крыла, в структуру материала которого лазерные датчики, находящиеся в микроскопической оптоволоконной «паутине», вживляются конкретно на этапе изготовления.

Как сказал директор НИЦ ИРТ Николай Львов, на сегодня эксперты компании создали сам агрегат и программное обеспечение из композитных материалов с встроенным оптоволокном, передающим лазерный сигнал. При повреждения конструкции (столкновение с птицей в воздухе, удар при обслуживании самолета в аэропорту) лазер совершенно верно устанавливает степень и место повреждения, и воображает пилоту нужные информацию о надежности конструкции. Последовательность технологических ответов данной совокупности используется в летных опробованиях перспективного вертолета, созданного в конструкторском бюро «МВЗ им.

М.Л. Миля».

При повреждении композиты в большинстве случаев издают характерное потрескивание. Группе ученых, экспертов в области материаловедения, оптики, химии и электроники удалось создать разработку, при которой автоматика осуществляет контроль «правильность» шума композита, выделяя его из множества вторых звуков самолета — трудящегося двигателя, воздушных потоков и пр. Пара месяцев назад успешные опробования конструкции для самолетов ОАК состоялись в ЦАГИ (входит в Национальный исследовательский центр им. Н.Е.

Жуковского) — агрегат с вмонтированными датчиками продували в аэродинамической трубе в потоке, скорость которого была эквивалентна скорости полета современного лайнера.

— Мы наделяем материал новой сенсорной функцией, рождаются конструкции новых поколений авиационной техники, — поведал директор Университета новых углеродных технологий и материалов (ИНУМИТ МГУ) Виктор Авдеев. — Отечественная организация в данном проекте решает интеграции и изготовления технологические вопросы композита в него датчиков.

При неоспоримых преимуществах композитов появившиеся при эксплуатации недостатки конструкции — разрыв волокон, микротрещины, а также внутренней структуры — на начальной стадии не видны людской глазу.

— Нужно обеспечить контроль за поведением композитов в ходе эксплуатации, дабы избежать появления угрожающих обстановок, — отметил директор научного центра Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Каргопольцев. — Контролировать крыло гражданского лайнера площадью в 300 м рентгеновским снимком либо ультразвуковым сканированием по окончании каждого полета, само собой разумеется, не удастся. Исходя из этого довольно часто при проектировании агрегатов из композитов конструкторы для обеспечения надежности конструкции вынуждены увеличивать запас прочности, что ведет к повышению веса самолета, снижению эффективности и повышению стоимости эксплуатации. Новая разработка окажет помощь кардинально улучшить безопасность агрегатов из углепластика, а также в дальнейшем сократить вес композитных конструкций.

Также читайте:

У отечественных самолетов появятся крылья из композитных материалов с лазерными датчика


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас: