Где Россия возьмет нефть для азиатско-тихоокеанского региона?

Сейчас довольно много бесед ходит о постройке трубопровода "Восточная Сибирь-Негромкий океан", но появляются сомнения: обеспечено ли строительство данной трубопроводной совокупности нужными ресурсами. Те же сомнения появляются и по поводу вторых восточных нефтегазовых проектов. На эту тему отечественный разговор с главой подкомитета по нефтяному комплексу Госдумы России Евгением Галичаниным.

— Поведайте об имеющихся на данный момент программах освоения углеводородных ресурсов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

ЕГ: — Сходу желаю заявить, что во всех аналогичных документах все рисуется в оптимистических тонах.

В частности, говорится, что к 2010 году добыча нефти в Республике и Восточной Сибири Саха (Якутия) может достигнуть 12-1З млн. тысячь киллограм. В это время ожидается начало промышленной разработки Талаканского, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского месторождений, будут организованы поставки конденсата с Ковыктинского месторождения. На шельфе Сахалина будет закончен ввод в эксплуатацию производственных объектов проектов « Сахалин-1 » и « Сахалин-2 », что разрешит довести суммарную добычу нефти в Сахалинской области до 2З млн.

тысячь киллограм.

В будущем, при проведении активной политики в области лицензирования и недропользования недр, резком расширении геологоразведки, развитии перерабатывающей и транспортной инфраструктуры, добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (с учетом добычи на его шельфе и Сахалине) возможно к 2020 году доведена до 90 млн. тысячь киллограм, а к 20З0 – до 145 млн. тысячь киллограм.

На шельфе Сахалина будет организована новая большая совокупность нефтеобеспечения и расширены экспортные поставки в Японию, Китай, Республику Корея, Индию, Филиппины, другие страны АТР, и на тихоокеанское побережье США. Помимо этого, планируется расширить загрузку сахалинской нефтью Комсомольского НПЗ. Поставки на Хабаровский НПЗ, возможно, будут организованы с месторождений Республики Саха.

На данный момент уровень загрузки производственных мощностей Комсомольского НПЗ образовывает чуть более 70%, Хабаровского — менее 60%. Часть сырья, поставляемого на эти фабрики из Западной Сибири, — более чем 80% и 100% соответственно.

-Есть ли какие-то прогнозы по поводу экспорта нефти?

— К 2010 году (с учетом переработки нефти и прогноза добычи в Российской Федерации с детализацией по макрорегионам, экспорта в западном направлении, поставок на НПЗ Дальнего Востока и Восточной Сибири) ежегодный экспорт сырой нефти из России в государства Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) может достигнуть 44 млн. т., а также из Западной Сибири — 20 млн.т., из Республики и Восточной Сибири Саха — 6 млн. т., Сахалина — 18 млн. тысячь киллограм. К 2020 году экспорт нефти будет равна примерно 95 млн. т. в год, к 20З0-му — 120 млн. т. в год. Экспорт сырой нефти из России в Китай составит 32 млн. т., в 2010 году, 61 млн. т. — в 2020-м, 70 млн. т. — в 20З0г.

Экспорт нефтепродуктов в АТР будет действен с НПЗ, находящихся в приграничных районах или неподалеку от портов (Ангарск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре). Количество экспорта, при условии большого увеличения качества продукции, возможно доведён до 12 млн. т. в год, а также в Китай — до 11,5 млн. тысячь киллограм. Ежегодный экспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ) в государства АТР может достигнуть уже к 2015 году 1,0 млн. тысячь киллограм

-Что же станет основным источником экспорта газа из России в АТР?

— Тут возможно упоминуть в первую очередь месторождения Западной Сибири,

Дальнего Востока и Восточной Сибири. Газодобыча в Западной Сибири возможно доведена до 670 млрд. мЗ в год, в Восточной Сибири — до 120 млрд. мЗ в год, на Дальнем Востоке — до 30 млрд. мЗ в год.

При развитии газовой индустрии Восточной Сибири и Республики Саха направляться учитывать высокое содержание в природных газах этого региона таких элементов, как этан, пропан, конденсат и бутаны. Ежегодная добыча гелия в Республике и Восточной Сибири Саха возможно доведена к 2020 году до 135-150 млн. мЗ в год. При освоении газовых Тунгусской провинции-и месторождений нужно предусмотреть строительство фабрик по выделению гелия и его хранилищ.

Экспорт сжиженного газа (СПГ) с месторождений Сахалина в АТР может начаться уже в 2008 году, а к 2010 году количество поставок и добычи СПГ в ходе проекта « Сахалин-2 » возможно доведен до 9,6 млн. т., либо 13,4 млрд. мЗ в пересчете на исходное вещество. Ожидается, что по окончании 2010 года возможно реализован проект поставок сетевого газа с Ковыктинского месторождения в Корею и Китай, а по окончании 2015 года может начаться экспорт с вторых наибольших месторождений Восточной Сибири и Республики Саха. Одвременно с этим, быть может, начало экспорта сетевого газа в ходе проекта « Сахалин-1 ».

К 2012-2015 годам по мере роста спроса на газ, а также в качестве моторного, будет организован экспорт газа в восточном направлении из Западной Сибири. По окончании удовлетворения внутренних потребностей, экспорт газа из Западной и Восточной Сибири, Республики Саха и с шельфа о-ва Сахалин в АТР к 2020 году возможно доведен до 78 млрд. мЗ в год. К

2030-му — до 145 млрд. м3 в год. Экспорт газа из России в Китай в 2020

году может составить 78 млрд. м3, в 2030-м — 125 млрд. м3.

-Правда ли, что углеводородных ресурсов в Восточной Сибири не хватает?

-Нет. Об этом сейчас уже не говорит ни один важный специалист. Целый вопрос в масштабах и сроках освоения нужных инвестиций.

Неприятность в том, что громадный потенциал энергоносителей этого региона до тех пор пока еще мало обследован. К примеру, как мы знаем, что начальные суммарные ресурсы газа суши Восточной Сибири и Дальнего Востока составляют 44,9 трлн. м3, а морского шельфа — 15 трлн. м3. Но это всего лишь неспециализированная оценка, а подробно разведано только 8,6% для суши и 5,8% для шельфа.

Наряду с этим неспециализированная оценка запасов углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока представлена очень широким диапазоном значений разной достоверности. Употребляются в основном оценки, относящиеся к категориям запасов С1 + С2 со степенью подтверждаемости 50% и менее. К этому направляться добавить, что возможно назвать « коэффициентом корпоративной необъективности » геологов, заинтересованных в привлечении средств для уточнения собственных оценок: чем выше оценка, тем больше потенци a льнaя заинтересованность инвесторов либо кредиторов.

В соответствии с расчетам Минприроды России, интенсивное ведение геологоразведочных работ разрешит обеспечить долгую и стабильную добычу нефти в Восточной Сибири к 2020-2025 гг. на уровне 80 млн. тысячь киллограм.

Но, как и всякие оценки больших сложно выстроенных геологических территорий, расчеты экспертов Минприроды России содержат большое количество гипотетических элементов, что уже не имеет возможности дать стопроцентной гарантии указанного уровня.

Желаю кроме этого заострять Ваше внимание на том, что серьёзным критерием значительности геологической провинции (с позиций запасов углеводородов) есть открытиe больших и огромных месторождений на начальных стадиях освоения регионов. Так, по окончании получения первого промышленного притока газа на Березовском месторождении в течении 10 лет были открыты главные нефтяные гиганты Приобъя. Что же касается Восточной Сибири и Дальнего Востока, то по окончании открытия Марковского месторождения в Иркутской области, более чем за сорок лет геолого-разведочных работ из довольно больших месторождений было открыты только Талаканское, с максимумом вероятного выхода на 4-6 млн. т. нефти в год к 2014-2015г.г., и Верхнечонское, с 6-8 млн. т. с неясными до тех пор пока временными возможностями промышленного освоения.

-Есть ли все же тут какие-либо прогнозы?

-Вообще тут громадный разброс оценок среди научных организаций и различных компаний. Сообщу только лишь, что по оценкам Минприроды России, суммарные инвестиции недропользователей в геологоразведочные работы, промысловую инфраструктуру и добычу составят $90-100 млрд. Само государство готово профинансировать только долю инвестиций, не превышающую 10%.

Оставшиеся 90% либо больше, инвестиций должны будут положить компании, но существующее законодательство этого до тех пор пока деятельно не стимулирует. В частности, согласно точки зрения главы фирмы Сургутнефтегаз В.Богданова, « действующая совокупность налогообложения вместе с предполагаемыми транспортными тарифами не разрешает компаниям достигнуть порога рентабельности при разработке месторождений Востока ».

Глава Минприроды России Ю. Трутнев в докладе президенту России еще в 2005 году сказал, что « в Восточной Сибири лицензированы 38 участков недр », а уровень « инвестиций в рамках программы составил — 1,2 млрд. руб. ». Отмечу кроме этого, что указанная сумма образовывает немногим более $ 40 млн. И на порядки отличается от нужного количества финансирования.

Это, со своей стороны, говорит о том, что очередей за восточными лицензиями нет, и результаты первых аукционов Минприроды России ажиотажа не позвали. Помимо этого, привлекает внимание и второе серьёзное замечание, сделанное в том же докладе министра: « В связи с повышением неспециализированных затрат на геологоразведку мы увеличили инвестиции в Восточную Сибирь. Это разрешит к 2011 году выйти на 30 млн. тысячь киллограм нефти в год ».

Как именно рост указанных капиталовложений реально обеспечит выход на таковой уровень нефтедобычи — остается без объяснений. Так, подводя результат изложенному, возможно сделать вывод, что основания для тревоги по поводу сроков освоения углеводородных ресурсов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеются.

-Что уже в этом замысле сделано и что нужно сделать?

-Я желал бы, в первую очередь, начать с того, что в истекшем году Госдумой были приняты поправки в налоговый кодекс, снижающие налоговое бремя для месторождений Восточной Сибири. Данный механизм начал функционировать с 1 января 2007 года. Само собой разумеется, это не решает проблему абсолютно процентов, но это все же ход в верном направлении.

Помимо этого, направляться иметь ввиду, что срок вывода месторождения на промышленные количества добычи продукции с момента утверждения запасов в большинстве случаев образовывает от 5 до 10 лет. Это нужно учитывать при планировании временных рамок осуществления проектов.

Осознавая это, гос Дума и конкретно комитет по энергетике, связи и транспорту, что я воображаю, собираются продолжать работу по совершенствованию налогообложения, и в первую очередь с позиций разделения НДПИ.

И еще очень принципиальный момент, о котором нужно сообщить, это развитие трубопроводного транспорта, в особенности в районах Восточной Сибири, где он фактически не развит.

-Есть ли для этого правовые базы?

-Сегодняшняя совокупность правового регулирования в сфере трубопроводного транспорта представляет собой громадный количество разноуровневых нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные нюансы взаимоотношений в данной сфере.

Всего к настоящему моменту действует, ни большое количество, ни мало, более 600 документов, начиная от базисных законов: « О естественных монополиях », « О газоснабжении в РФ », и заканчивая инструкциями и ведомственными приказами.

В целом направляться отметить фрагментарный темперамент действующих норм, отсутствие внутренней логической связи между ними. Иными словами, целый данный громадный количество документов, к сожалению, не может быть охарактеризован как полноправная совокупность правового регулирования.

Непростой остается обстановка с техническими регламентами. В далеком прошлом созданный регламент « О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов » по различным обстоятельствам сейчас так и не принят.

Восполнить существующие пробелы, согласовать между собой разнородные нормы, связанные, к примеру, с доступом, регулированием тарифов, требованиям к структуре магистрального трубопровода и др. может и обязан особый закон о трубопроводном транспорте.

Одновременно с этим, закон должен быть максимально вписан в существующую законодательную совокупность, без необходимости не вторгаться в области смежного законодательства.

-Какова готовность данного документа? Каковы в нем главные моменты?

— Закон полностью подготовлен ко второму чтению. Доработка законопроекта «настойчиво попросила» внесения значительных дополнений и изменений в текст первого чтения в части правовых норм, нужных для регулирования взаимоотношений при создании, развитии и функционировании магистрального трубопроводного транспорта.

Что касается главных моментов, то данного нормативно-правового акта, то проект закона о магистральном трубопроводном транспорте создан в целях обеспечения правового регулирования взаимоотношений между организациями, эксплуатирующими совокупность магистрального трубопроводного транспорта и субъектами предпринимательской деятельности, пользующимися одолжениями магистрального трубопроводного транспорта.

Закон регулирует вопросы создания, ликвидации и функционирования магистральных трубопроводов, применяемых для транспортировки нефти, газа, нефтепродуктов и других углеводородов, и направлен на обеспечение действенного и надёжного их применения.

реконструкция и Строительство новых действующих участков трубопровода требует мобилизации больших средств. Наряду с этим вероятны разные схемы организации финансирования работ, условия привлечения инвестиций эксплуатирующими организациями либо собственниками трубопроводных совокупностей.

Предлагается установить, что развитие магистрального трубопроводного транспорта может осуществляться за счет национальных и частных капитальных вложений.

Устанавливается, соответственно, что магистральные трубопроводы смогут пребывать в национальной, личной и иных формах собственности.

Предлагается установить, что реконструкция и строительство новых действующих трубопроводов должны осуществляться в рамках утверждаемых Правительством РФ главных схем развития.

Предполагается, что эта мера « дисциплинирует » инвестиционный процесс, придаст расходованию средств целесообразный темперамент.

Уже решено отказаться от фиксирования необходимых долей участия РФ в уставном капитале организаций-собственников магистральных трубопроводов.

Законом разграничены понятия хозяина и эксплуатирующей организации, что разрешило более четко выяснить пределы ответственности участников процесса транспортировки.

Вопросам доступа к трубопроводу посвящена особая глава. Фундаментальный принцип — доступ приобретает производитель продукции, наряду с этим право доступа возможно переуступлено при продаже определенного количества.

При ограниченной техвозможности прокачки включается принцип пропорциональности. На данный момент законодательное регулирование тут носит ограниченный темперамент. В соответствии с части второй статьи 6 закона о естественных монополиях право доступа провозглашается равным лишь при вывозе сырой нефти за пределы таможенной территории РФ.

Законом предусмотрены случаи предоставления преимущественного права доступа в соответствии с вступившими в силу интернациональными соглашениями, и соглашениями при поставках продукции по регулируемым стоимостям, а также для коммунальных и бытовых потребностей.

Кроме этого предоставлены льготы инвесторам, осуществившим капитальные вложения в развитие соответствующего магистрального трубопровода.

Продолжение вопроса о доступах — это вопрос о тарифах. В законе отражены правила и основные принципы их расчетов: прозрачность, открытость, предсказуемость.

Тарифы либо их предельный уровень утверждаются уполномоченным федеральным органом аккуратной власти.

Способы расчета тарифов должны учитывать идеальные инвестиции в постройку либо приобретение объектов совокупностей магистрального транспорта.

Предусматривается возмещение капитальных вложений инвестору хозяином магистрального трубопровода.

-Как предполагается решить вопрос стандарта качества транспортируемой продукции?

-Здесь одним из ответов видится банк качества как механизм, компенсирующий различия в качестве сдаваемой на перекачку продукции. Он бывает установлен в отношении отдельных маршрутов магистрального трубопровода при условии заключения многостороннего соглашения со всеми потребителями одолжений по конкретному маршруту.

Отдельные главы законопроекта посвящены вопросам эксплуатации магистральных трубопроводов, промышленной и экологической безопасности, ответственности сторон, порядку разрешения и возмещения вреда споров.

Детализация последовательности вопросов, законом отнесена к компетенции Правительства РФ, вторым уполномоченным органам аккуратной власти.

Так, принятие этого закона будет содействовать предстоящему формированию трубопроводного транспорта в Российской Федерации на современных рыночных условиях.

Герман Напольский

Также читайте:

Природа Восточной Сибири


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас:

  • Китаю — труба

    Российская Федерация согласовала строительство ветки нефтепровода ВСТО в Китай. А также, запланировано понижение экспортной пошлины на прокачку нефти по данной «трубе». Как целесообразен…

  • На Дальнем Востоке выстроят русское «Восточное кольцо»

    В конце прошлого года СМИ оповестили всю страну об инициативе губернатора Хабаровского края В. Ишаева по созданию нового туристского маршрута «Восточное кольцо России» по аналогии с туристским…

  • Фрадков возрождает молодежные стройотряды

    Давая слово сделать Россию одной из ведущих экономик мира, управление страны учитывает, что для этого необходимы не только масштабные инвестиции, но и кадры, готовые трудиться очертя голову. На…

  • Нефть ждет скорое дефицитное будущее

    Мир движется к катастрофическому энергетическому кризису . Недостаток нефти будет ощущаться все посильнее, начиная уже с 2010 года, считает основной экономист МЭА Фатих Бироль. Ажиотажный спрос…

  • Нефти приказано расти в цене

    Беспорядки в ближневосточных и североафриканских государствах двигают стоимость бареля нефти вверх. На фоне событий в Ливии цена за баррель нефти в Лондоне преодолела планку в $110, что стало…