Бум автокаско: страховщики учатся через банкротство

Не обращая внимания на то, что рынок автокаско в Российской Федерации быстро рос, возрастая каждый год на 60-80%, для многих страховых компаний это обернулось банкротством. Как говорится, нет худа без хороша. И печальный опыт соперников понадобится сейчас существующим компаниям, дабы избежать неточностей в будущем.

Согласно точки зрения ведущего специалиста направления рейтингов страховых компаний «Специалист РА» Кирилла Бобылькова, часть премии по автокаско составила 17–19% от общей премии рынка, наряду с этим три четвери от этого количества составляют премии, поступившие по соглашениям с физическими лицами. Для сравнения, часть необязательного медицинского страхования (ДМС) по результатам 2006 года составила 15–18% рынка (солидную часть этого бизнеса образовывает обслуживание корпоративных клиентов), страхования недвижимости физических лиц — 1–2%. «Рынок автокаско не фигурирует в официальной статистике, но возможно оценить его в 75 млрд руб., он занимает примерно половину рынка страхования физических лиц, очищенную от корпоративных программ», — думает Кирилл Бобыльков.

Наряду с этим рынок автокаско растет бурными темпами. «Уже пара лет подряд количество продаж продуктов автокаско физическим лицам растет в целом стремительнее рынка, — сообщил директор центра стратегических изучений «Росгосстраха» Алексей Зубец. — В случае если, к примеру, в 2003 году частные клиенты купили полисов автокаско на 17,3 млрд. руб., то в 2004-м — на 26,9 млн. руб., наряду с этим прирост премии составил 55,3%». По результатам 2005 года премия по автокаско выросла на 74,4%, достигнув 46,9 млрд. руб.

По данным г-на Зубца, в 2006 году скорость увеличения премии, собранной страховщиками по автокаско, пара снизились: рынок вырос «всего» на 40%. Количество собранной премии составил 65,7 млрд. руб.

В 2007 году, согласно расчетам «Росгосстраха», количество премии по автокаско увеличится на 27,9% (до 84,0 млрд. руб.); в 2008-м — на 25,7% (105,5 млрд руб.), в 2009-м — на 23,0% (129,8 млрд руб.), а в 2010 году — еще на 20,8%, достигнув показателя в 156,8 млрд руб.
Столь бурный рост сопровождался рядом скандалов, потому, что кое-какие компании стремились занять как возможно значительную часть рынка любой ценой.

Очень показательным был пример страховой компании «АВЕСТ», которая сделала страхование каско убыточным видом, значительно занизив тарифы для того, чтобы при помощи демпинга занять значительную часть рынка. Из-за применения демпинговых цен на полисы компания вынуждена была выплачивать возмещения по заявленным страховым случаям из премии, поступавшей за счет заключения новых соглашений. Позднее участники рынка назвали это термином «выплаты с колес». Так «АВЕСТ» балансировал около полугода. Но летом 2005 года конторы компании были закрытыми, а на Русском альянсе автостраховщиков повисли обязательства компании по возмещению убытков ее клиентам по ОСАГО.

Кирилл Бобыльков из «Специалист РА» уверен в том, что «банкротство «АВЕСТа», что не смог совладать со своим портфелем автокаско, стало самым громким событием 2005 года», информирует RBCdaily.

За «АВЕСТом» рынок автокаско покинули Западно-Сибирская транспортная страховая компания (ЗСТСК), «Доверие», Евро-Азиатская страховая компания (ЕАСК), «Универсальный полис», «Фиделити-Резерв». Больше всего неприятностей было у «Фиделити-Резерв», главная часть портфеля которой состояла как раз из контрактов, осуждённых по демпинговым стоимостям.

«Демпинг — это одна из главных неприятностей рынка, — вычисляет Кирилл Бобыльков. — На растущем рынке он неизбежен, поскольку любой пробует отхватить собственную долю, а российский рынок автокаско растет сейчас фантастическими темпами. При таковой ситуации нарастить портфель автокаско легко — достаточно активной рекламы, высоких комиссионных продавцу и низких тарифов. Благодаря большому поступлению страховой премии компании некое время (до тех пор пока портфель растет) удается осуществлять текущие выплаты. По большей части за счет новых поступлений премии.

Практически трудится принцип простой денежной пирамиды.

Но, участники рынка уверены в том, что неприятности, появившиеся у некоторых страховщиков, были связаны не только с демпингом. «Обстоятельством происхождения неприятностей у этих компаний имело возможность стать кроме этого и неумелое отношение к формированию резервов и перестраховочной защите, — вычисляет помощник начальника департамента автострахования «Росгосстраха» Павел Бородин. — А это неминуемо приводит компанию к отрицательным денежным показателям, следствием чего делается невозможность выполнить собственные обязательства».

Младший директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Воронкова считает, что кое-какие страховые компании не хватает жестко осуществляли контроль убыточность, что и привело их к банкротству. «Кое-какие компании не разбирали и не прогнозировали уровень убыточности, следствием чего было неправильное формирование тарифов и резервов, — говорит она. — В следствии компании с низкой небольшим запасом и диверсификацией портфеля капитализации сталкивались с денежными трудностями».

Страховой рынок учел неточности «юности»: на данный момент кое-какие участники рынка уже начали сворачивать деятельность по активному насыщению сумок контрактов автокаско, заморозив сумки или искусственно ограничивая выплаты. В один момент они занялись поиском вторых — неценовых — способов борьбы. Кирилл Бобыльков считает, что страховые компании в скором времени займутся, например, экспансией на региональные рынки. Павел Бородин из «Росгосстраха» уверен, что компании будут увеличивать сервисную составляющую и осваивать дифференцированный подход к автовладельцам.

Он кроме этого считает, что в будущем компании задумаются над фокусированием на определенной группе клиентов.

Специалисты уверены в том, что рынок вошел в более спокойную фазу развития, но как раз на данный момент начнут проявляться сделанные ранее неточности. «На растущем рынке главным вопросом постоянно является сохранение андеррайтинговой дисциплины, — говорит Анастасия Воронкова. — По причине того, что в среднесрочной возможности, в то время, когда рост замедлится, просчеты в ценообразовании, сделанные во время бурного роста, проявятся и смогут стать значительной проблемой для компаний, не сумевших установить адекватные тарифы и твёрдые, но прозрачные процедуры урегулирования убытков».

Олег Золотов

Также читайте:

Страхование обучение. Урок 1. Рынок страхования . КАСКО и ОСАГО


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас:

  • Минфин завалил страховщиков «нерешаемыми» задачами?

    Подходы Министерства финансов к стратегии развития страхового рынка до 2012 года размыты, а более ста задач, поставленных министерством перед страховщиками, в сжатые сроки решить невозможно….

  • Чему учат в Гарварде

    Эллен Чиса, бывший менеджер по продукту Kikstarter поведала о самом серьёзном и увлекательном из того, что выучила за первый год обучения в Гарвардской школе бизнеса: За прошедший год данный…

  • Как англичан учили экономить

    Каждая война приносит обществу трудности и определённые проблемы: естественная убыль мужского населения, тяготы для детей и женщин. В большинстве случаев начинаются перебои с продовольствием,…

  • Байкеры спешат застраховаться

    Застраховать мотоциклиста в Российской Федерации решится не каждый страховщик. Тем временем спрос на данный вид услуг в некоторых компаниях в прошедшем сезоне вырос на 30%. По оценке Ильи…

  • Научись управлять «зелеными»

    Уже больше года та часть населения России, которая владеет хоть каким-то запасом средств, стонет и плачет. Американский доллар, что постоянно являлся для россиян валютой «по умолчанию», упал до…