"Амторг" - кузница советской "оборонки"?

Не все знают, что собственных технических разработок в СССР в 30-е годы было только три: прямоточный паровой котел, разработка получения неестественного каучука и турбобур, созданный в 20-х годах. Другое было скопировано либо приобретено за границей, а также, через организацию "Амторг", занимавшуюся торговыми операциями между США и СССР с 1924 года!

В истории взаимоотношений между Советским Союзом и Америкой 20-е годы являются особенным, необычным и противоречивым периодом, что возможно охарактеризовать полным отсутствием дипломатического признания нашей страны со стороны американского руководства и одновременно быстрым развитием торговых связей между двумя отечественными государствами.

Содействовало этому пара факторов. Российская Федерация, пережившая мировую и гражданскую войны, остро нуждалась в помощи державы, имеющей обширный опыт в области производства, а таковым страной были в то время как раз США. Новейшее оборудование, автомобили, новейшие технологии, и — содействия при борьбе против голода, обнищания и болезней весов — все это было нереально в то время развития нашей страны без помощи извне, и отечественное тогдашнее правительство это превосходно осознавало.

Казалось бы капиталистам всей земли было бы выгодно задушить первую в мире крестьян и республику рабочих, но вышло так, что вопреки бессчётным барьерам, установленным Соединенными Штатами в отношении РСФСР (эмбарго на предоставление займов, выдачу долговременных коммерческих кредитов, приобретение золота "большевистского происхождения", и негативное отношение большинства предпринимателей к советской власти.), советское правительство сумело открыть дорогу технологиям и американским капиталам на коммунистический рынок. Случилось это при помощи внедрения на территорию отечественных оппонентов последовательности торговых контор и обществ, воображавших интересы СССР.

Первой из аналогичных организаций в 1919 г. было создано АО "Продактс иксчейндж корпорейшн" (сокращенно "Продэкско"). А 1923 г. ознаменовался открытием в Соединенных Штатах отделения от "Аркоса" (осуществляющего советско-британские отношения). Кроме этого сейчас стали функционировать бессчётные представительства ряда и Центросоюза вторых внешнеторговых компаний, цель которых пребывала в привлечении к рыночным отношениям с СССР как возможно большего числа американских предпринимателей.

Скоро данный процесс завоевания размещения начал приносить собственные плоды, и потребовалось создание более организованного, единого предприятия, которое бы осуществляло контроль всю деятельность небольших компаний, разбросанных на территории Америки. Предположений для заглавия будущей компании было пара. Среди них в основном выделялись три — TOSSOR (Торговое общество Альянса Советских Республик), SATOR (Советско-Американское Торговое Общество) и AMTORG (Американское Торговое Общество).

В конечном счете последний вариант стал официальным заглавием и 1 мая 1924 г. "Амторг Трейдинг Корпорейшн" начал собственную работу.

"ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ — ВАШЕ ДОСТОЯНИЕ"

Как раз такие слова были начертаны на эмблеме нового предприятия. В чем заключался их суть, и чем они были подкреплены? Все дело в том, что советское правительство придавало "Амторгу" большое значение.

На него практически возлагались функции официального торгового представительства, уполномоченного осуществлять в Соединенных Штатах интересы ВСНХ и других советских органов, но из-за отсутствия дипотношений между этими государствами, формально он должен был осуществлять деятельность в качестве частного торгового общества, что не противоречило законам США. Но лицо подлинного "хозяина" держалось в строгом секрете и ни за что не должно было предаваться огласке, чтобы не лишиться лояльного отношения со стороны денежных и промышленных кругов Америки.

Просматривайте кроме этого: Машиностроение в Российской Федерации переживает подъем

Не обращая внимания на непростую обстановку, сложившуюся в первые месяцы функционирования предприятия, по окончании его происхождения наметилась хорошая тенденция в области торгово-посреднических взаимоотношений. По отчетности за пять месяцев деятельности (с 1 мая по 30 сентября) советских заказов было размещено на сумму более 4 млн. долларов. Кроме этого за данный период акционерному обществу удалось убедить заокеанских предпринимателей в выдаче долговременных кредитов, составивших итоговую цифру 2,4 не. долларов.

В будущем сотрудничество с Фордом, Воклейном и Гамильтоном, Симпсоном, Шлаем, с наибольшими корпорациями — "General Motors", "Форд Компани", "Унтервуд", компаниями Хьюза, Келлога (всего 146 банками и фирмами) — все это содействовало завоеванию прочных позиций на рынке Штатов. Одним из самые ярких примеров "прорыва" в деловые круги есть случай со известным автопробегом (как раз его имели в виду Ильф и Петров в собственном романе "Золотой теленок"), устроенным в Советской республики в 1925 г. По его итогам последовательность американских машин удостоились призов. В честь этого события был устроен банкет, на котором сотрудники советского торгпредства вручали награды.

Совершённое мероприятие имело громадный политический резонанс и содействовало повышению притока зарубежных (и прежде всего американских) инвестиций в советскую экономику.

"Амторгу" приходилось брать кроме того лошадей, поскольку конское поголовье в годы Гражданской войны очень сильно сократилось, что стало причиной необходимости закупки породистых лошадей в Канаде. Потом замысел закупок был недовыполненным и появился финансовый излишек, что тут же реализовали очень уникальным методом. Ввиду того, что животных получали по лицензии, выданной Металлоимпорту, остаток средств израсходовали на приобретение 80 парашютов "Ирвинг" и 55 наборов зажигания "Делько" для моторов "Либерти". Кроме этого, "Амторг" занимался закупкой нужных устройств и образцов техники для юный советской авиации.

Подобно действиям в отношении бронетанковой техники и автомобильного транспорта, такие же способы использовались и для освоения новшеств в области авиастроения (другими словами закупка приобретение и образцов соответствующей документации для эксплуатации и производства на территории СССР).

Закупались самолеты "Каталина", радиостанции, а также ещё и тракторы, станки, точный инструмент, технические бриллианты. В общем, закупалось все, что лишь нам требовалось, причем фактически без ограничений, лишь плати денежки, и США нам все предоставляла. В противном случае, что не известно почему не получалось покупать официально, сотрудники Амторга брали у американских инженеров за наличные деньги "частными образом" и никто помой-му как этого и не подмечал!

Еще по теме: Гусь-Хрустальный опять в седле

Но особенным достижением "Амторга" стало приобретение модели танка Дж. У. Кристи М1931, вывезенного из америки под видом… сельскохозяйственного трактора, и заключение договора с А. Каном о консультировании и проектировании строительства тракторного завода в Сталинграде. Потом подвеска Кристи использовалась на всех советских танках, начиная с БТ-2 и до Т-34 включительно.

А соглашения между "Амторгом" и "Альберт Кан инкорпорейшн" перезаключались много раз, в следствии чего было выстроено более чем 500 объектов (тракторные фабрики в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные фабрики в Нижнем Новгороде и Москве; кузнечные цеха в Челябинске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные фабрики в Калуге, Новосибирске), что, по сути дела создало всю отечественную промышленность этого направления.

А вот кое-какие данные, говорящие об эффективности данной компании. Неспециализированный оборот торговли с Америкой лишь за первый год составил 66 717,5 тыс. американских долларов, причем 54 млн. из них приходилось на импорт в СССР. Среди ввезенных товаров преобладали хлопок, оборудование и сельскохозяйственные машины, предназначенное для советской индустрии.

Кроме этого наблюдались скорость увеличения в экспорте продукции, в основном хлебной, лесной, пушной, нефтяной и льняной.

Еще среди достижений необходимо отметить тот факт, что 70% всего товарооборота было финансировано фирмами и американскими банками. И особенное значение для советской индустрии, кроме закупок авиатехники, танков, оборудования и машин имел кроме этого накопленный в следствии "стажировок" навыки и опыт. Отечественные инженеры, трудясь на американских фабриках, составляли подробные отчеты о используемых в том месте способах и технологиях организации труда.

По возвращении на родину, эти сведенья содействовали налаживанию производства на отечественных фабриках и заводах.

Это весьма интересно: Почем Cohiba для народа?

Остается ответить на вопрос, а являлся ли "Амторг" вправду кузницей советской оборонной индустрии? Ну, всей "оборонки" это вряд ли. Бессчётные контакты имели место кроме этого с фирмами Германии, Италии, Чехии и Англии. Но нельзя забывать, что отечественные Т-34 всю войну "отъездили" на подвеске У. Кристи и как раз ей они во многом обязаны своим успехом.

Исходя из этого ответ будет все-таки "да" — "Амторг" вправду сыграл громадную роль не только в советско-американских торговых отношениях, но и в отечественной победе над неприятелем в годы ВОВ.

Также читайте:

Распределитель 577 99 3027 01


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас:

  • Кто нажился на Великой Победе: Часть 1

    Утраты во всемирной войне громадны и невосполнимы, в то время, когда речь заходит о людских жертвах. Но эти потери напрямую зависят от боеготовности государств-участниц. Во Второй мировой СССР…

  • Куда инвестировать деньги? 16 проверенных способов

    К счастью, у большинства предпринимателей (да и у работников больших компаний также) появляется не только вопрос, где деньги забрать, но и вопрос, куда эти самые деньги положить. Иначе говоря…

  • Йорг Шрайбер: Для тех, кто стремится вперед

    Сейчас компания Мазда стала деятельно продвигать собственную продукцию на русском рынке. Согласно расчетам специалистов из ассоциации производителей, Российская Федерация к 2013-2015 году…

  • Кто заказывал рост активов?

    Беседы о кризисе в устах инвесторов на мировых биржах не утихают, кроме того, не обращая внимания на то, что на дворе вторая добрая половина 2010 года и с момента банкротства злополучного банка…

  • Кто уничтожает российскую авиацию?

    На фоне достижений западных авиакорпораций, удачи отечественного авиапрома выглядят тускло. Это места принижения и следствие роли отечественных изготовителей и разработчиков, уверен специалист…