Александр Хлопонин: "Выстроена вертикаль власти между краевой властью и муниципалитетами"

Выступление Губернатора Красноярского края Александра Хлопонина на "Инвестиционном форуме регионального развития".

Глубокоуважаемые участники и гости инвестиционного форума! Я рад приветствовать вас в Красноярском крае. Уверен, что это один из самых перспективных регионов страны.

Он богат природными ресурсами. Владеет замечательным индустриальным потенциалом. Сейчас край стал территорией социальной и политической стабильности. Тут живут люди, которым по плечу ответ самых непростых задач. Красноярцы обожают говорить гостям о том, что на территории отечественного края находится географический центр России.

Но нам еще предстоит доказать, что отечественный край в ближайщее время может стать инвестиционным центром страны. Экспериментальной площадкой для реализации новой региональной политики России. Той самой территорией, где будет отработана модель ускоренного развития региона — донора.

I. Сейчас Красноярский край — один из фаворитов русском экономики. Наряду с этим его огромный потенциал не реализован кроме того наполовину. Край владеет неповторимыми природными ресурсами.

У нас находятся: — 99,9% русских запасов металлов платиновой группы; — 65% никеля; — 30% меди; — 26% угля; — 20% цинка и свинца, — 10 % запасов русского золота; — 10% лесных ресурсов страны. Край всецело снабжает себя энергетическими ресурсами. Он находится на пересечении транспортных водных артерий и магистралей. У нас развиты все виды транспорта: водный, ЖД, летный..

В крае трудятся наибольшие компании России: "Норильский никель", "Базисный элемент", "Несколько МДМ", "Евразхолдинг", РАО ЕЭС, ОАО РЖД, ЮКОС и др. Все они создают продукцию, конкурентоспособную на русском и мировом рынках.

Стабильно растет ВРП края. В 2002 году его рост составил 3,5%, в 2003 году — 4,7%. По количеству валового регионального продукта (ВРП) на одного человека край есть сейчас одним из фаворитов среди русских регионов и занимает 1 место в Сибирском федеральном округе. Структура экономики Красноярского края характеризуется одним из самых высоких среди субъектов РФ удельным весом индустрии.

Базу индустрии региона образовывает цветная металлургия. По результатам 2003 года рост производства в индустрии составил — 4,1%. В 2003 году был зафиксирован рост производства в топливной индустрии, металлообработке и машиностроении, тёмной металлургии, пищевой и лесной индустрии. Рост производства в медицинской промышленности и машиностроении края опережает среднероссийские показатели.

В 2003 году внешнеторговый оборот края составил 3,8 млрд. долларов, что на 18,8% больше, чем в прошлом году.

II. Сейчас край — это территория политической стабильности. Сейчас депутаты и администрация края Законодательного собрания трудятся в режиме диалога. В Красноярском крае планомерно формируется правовая база, благоприятная для инвестиций.

Принят Закон о налоге на имущество организаций, что предусматривает возможность предоставления льгот большим инвесторам в количествах, зависящих от размера инвестиций. В Законе о бюджете на 2004 г. мы предусмотрели возможность субсидирования части ставки по инвестиционным проектам. На эти цели в бюджете предусмотрено 100 млн. руб., что разрешит привлечь в экономику края более 1,5 млрд. рублей инвестиций. В первом чтении принят Закон о государственной помощь инвестиционной деятельности. В этом году эта работа будет продолжена. Налажены конструктивные взаимоотношения со всеми ветвями федеральной власти.

В крае деятельно реализуются федеральные реформы.

Урегулированы спорные вопросы между входящими и краем в его состав независимыми округами. Создан и трудится Совет губернаторов Красноярского края. Депутаты объединились в Совет законодателей.

Между Красноярским краем и Таймырским независимым округом заключен контракт о межбюджетных отношениях.

Любопытно, что незадолго до открытия отечественного инвестиционного форума прошло очередное совещание Совет губернаторов края, Эвенкии и Таймыра. Мы еще раз заявили, что в реализации большинства широкомасштабных инвестиционных проектов, каковые будут представлены на форуме, заинтересованы все участники Совета губернаторов. Сейчас возможно сказать о единстве автономных округов и края по практически всем принципиальных вопросов. Это хороший символ для инвесторов.

Это залог социальной и политической стабильности на всей территории Красноярского края.

Выстроена вертикаль власти между муниципалитетами и краевой властью. С января 2004 года получил юридическую силу Закон "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае". Он предусматривает: четкое разграничение денежных полномочий между бюджетами и краевым бюджетом городов.

Закон гарантирует прозрачность межбюджетных взаимоотношений.

III. Красноярский край сейчас — это территория экономической стабильности. В крае реализуется важная бюджетная политика.

Региональная власть действует честно и открыто. Это отечественный принцип. Мы прямо говорим о проблемах, не строим "воздушных замков" и делаем все взятые на себя обязательства. От тарифных льгот советского примера край деятельно переходит к совокупности адресной социальной помощи малоимущих. В 2003 году доходы бюджета выросли практически на четверть (23,6%), что в финансовом выражении составило 8 млрд. руб.

Реструктурирована задолженность края (более 10 млрд. руб.).

В первый раз в рамках бюджета 2004 г. организован бюджет развития. Краевая власть взяла возможность сама выступать в роли инвестора. По уровню средней заработной платы и финансовым доходам в расчете на одного человека, количеству оборота розничной торговли Красноярский край удерживает ведущие позиции среди субъектов РФ и регионов Сибирского федерального округа.

Если сравнивать с 1998 годом среднегодовой количество инвестиций в экономику края в сопоставимых стоимостях увеличился в 2,7 раза. Но в последние три года количество инвестиций сохраняется на одном уровне и осуществляется за счет собственных средств фирм. Это консервирует сложившуюся моноотраслевую структуру экономики края.

Тогда как для динамичного развития территории нужна ее диверсификация. А это со своей стороны требует корректировки политики в новых и регионе инструментов привлечения инвестиций.

В крае принята Программа среднесрочного развития региона на период до 2010 года. В этом документе четко выяснены механизмы обеспечения нужных темпов роста поизводства. У краевой власти сейчас имеется познание стратегии и тактики развития региона. Задачу увеличения темпов роста поизводства в Красноярском крае мы поделили на три этапа:

1) этап стабилизиционого управления регионом; 2) этап определения приоритетов экономразвития; 3) этап интенсивных инвестиций. Могу ответственно заявить, что первые два этапа пройдены. И мы начинаем в 2004 году инвестиционный этап в управлении Красноярским краем.

IV. Мы отдаем себе отчет, что важное ускорение инвестиционным процессам в крае может придать помощь федеральной власти. И мы эту помощь взяли в феврале 2004 года на протяжении визита в Красноярский край Президента. Мы доложили ему отечественную модель ускоренного развития региона — донора.

И внесли предложение сделать край экспериментальной площадкой для реализации новой региональной политики России. Президент отечественные предложения поддержал.

В чем их сущность? Региональная политика любого современного страны — это компромисс между двумя тенденциями. Между выравниванием межрегиональных различий и приоритетным развитием регионов — фаворитов. Бюджетное выравнивание территорий подразумевает, первым делом, финансирование текущих потребностей реципиентов.

В этом случае инвестиции бюджета страны в регионах решают, в первую очередь, соцвопросы.

При варианте приоритетного развития регионов — фаворитов акцент делается на реализацию инвестиционных проектов роста поизводства. А главным критерием для вложения федеральных денег делается экономический эффект от национальных инвестиций. В сегодняшней региональной политике России акцент делается на выравнивание межрегиональных различий. В следствии государство не имеет возможности поддерживать перспективные инвестиционные проекты в территориях.

И не формирует видимых стимулов к формированию ни для регионов — доноров, ни для регионов — аутсайдеров.

Но как показывает отечественный опыт и мировой, ускоренный экономический подьем достигается лишь за счет выделения в стране "опорных регионов", талантливых выступить локомотивами, каковые потянут за собой остальные территории. Уверен, что лишь посредством регионов-фаворитов мы сможем модернизировать русского экономику и перестроить отечественную социальную сферу. И одним из таких регионов будет Красноярский край.

V. Мы пришли к пониманию того, что привлечение инвестиций в классических для края формах не имеет возможности обеспечить значительного их роста. Главными проблемами есть отсутствие долговременных и довольно недорогих ресурсов и подверженность инвесторов административным и политическим рискам. Отечественная задача — привлечь средства денежных инвесторов напрямую в край и снизить риски инвестирования. Для этого нужно создать привычный и понятный для денежных инвестиционных университетов инструмент.

Таким инструментом может стать Корпорация развития Красноярского края.

Это новый для России и весьма перспективный инструмент аккумулирования ресурсов. Но он прекрасно зарекомендовал себя во многих государствах мира. Корпорация развития будет применять в собственной деятельности способ проектного финансирования, что на данный момент более привлекателен, нежели кредитные ресурсы.

Корпорация развития разрешит привлечь для ответа краевых задач ресурсы из инвестиционных источников, фактически не задействованных на данный момент. Это средства денежных инвесторов. В этом случае под денежными мы понимаем специальные денежные и инвестиционные компании, каковые:

— не заинтересованы в развитии отдельных проектов; — не предполагают прямо принимать участие в управлении проектами. Их инвестиции будут привлекаться фактически корпорацией, в которой участвует государство. Корпорация имеет прозрачную структуру управления. И четко сформулированную и утвержденную Наблюдательным Советом стратегию инвестирования в проекты.

Отмечу, что личный бизнес имеет возможность принимать участие как в капитале самой Корпорации, так и в реализуемых с ее участием отраслевых проектах. Корпорация ни за что не пытается монополизировать экономику края. В том месте, где личный капитал в состоянии совладать самостоятельно, ему соучастие Корпорации не потребуется.

Проекты, каковые будут осуществляться без участия Корпорации — не меньше приоритетны для краевой власти, чем те, что будут реализованы с ее участием.

Бюджетом 2004 года предусмотрено $35 млн. для принятие участия в уставном капитале Корпорации развития. По отечественному замыслу он будет организован на уровне $100-120 млн. Это разрешит нам запустить последовательность отраслевых проектов на сумму $500-600 млн.

Отраслевые приоритеты Корпорации развития (инфраструктурные, коммунальные, промышленно-отраслевые) — это отрасли, где смогут появиться точки интенсивного роста. Где инвесторы смогут рассчитывать на громаднейшую отдачу на положенный капитал. Участники Корпорации от частного бизнеса в обязательном порядке предложат нам собственные варианты проектов, и мы будем их совместно разглядывать.

Окончательный список проектов Корпорации появится в власти и диалоге бизнеса.

Мы уверенны, что сейчас уровень отечественного понимания точек роста в крае достаточен чтобы грамотно рекомендовать бизнесу, куда вкладывать деньги в регионе.

Перспективных проектов большое количество. Назову только пара. 1. Завершение строительства Богучанской ГЭС. Проектная мощность станции — 3000 МВт.

Строительные работы выполнены на 60%. Достройка требует около $1 млрд. инвестиций за 3-4 года. Цель Корпорации развития — привлечь к достройке ГЭС и формированию инфраструктуры территории консорциум частных инвесторов, заинтересованных в разработке недр Нижнего Приангарья.

2. Большую отдачу на положенный капитал способны дать инвестиции в развитие золотодобычи в регионе Нижнего Приангарья. Оценочная цена природных запасов этого района образовывает $230-460 млрд. Разведанные запасы золота в Приангарье — более 10% от общероссийских.

Прогнозируемые запасы — в 2 раза больше. 3. Горевское месторождение по запасам свинца входит в тройку наибольших в мире. А, учитывая выработанность месторождений Австралии, оно есть мировым фаворитом.

4. Освоение Порожинского месторождения марганца вместе с организацией на территории Красноярского края комплекса по глубокой переработке марганцевых руд может удовлетворить на 50% потребности русском тёмной металлургии в марганце. 5. В Нижнем Приангарье сосредоточено 16% лесного фонда края. Высокоценные хвойные породы составляют 86% запасов. Расчетная лесосека образовывает 49 млн. куб. м. в год, а также хвойных — 34.

При обеспечении региона энергетической и транспортной инфраструктурой в Нижнем Приангарье вероятно строительство нескольких ЦБК, ориентированных на рынки Китая, государств ЮВА и АТР. 6. В жилищно-коммунальном секторе края созданы условия для частных инвестиций и частной конкуренции. В прошедшем сезоне мы значительно изменили совокупность оплаты жилищно-коммунальных услуг. В итоге доходы фирм ЖКХ выросли за год на 60%.

7. Неповторимые географические преимущества красноярского аэропорта "Емельяново" разрешат ему стать главным в Сибири интернациональным транзитным центром для грузов и пассажиров. Данный аэропорт находится строго на пересечении маршрутов из Юго-Восточной Азии в Европу и из Юго-Восточной Азии в Америку и превосходно начинается как транзитный центр. Дабы он стал фаворитом по грузовому и пассажирскому транзиту, в его модернизацию нужно положить порядка $200 млн.

Перспективных проектов в крае достаточно. Исходя из этого в полной мере логично, что Инвестиционный форум регионального развития проходит у нас. Глубокоуважаемые участники и гости форума! Я уверен, что Красноярский край может стать локомотивом для экономики России.

Новая региональная политика Федерации, согласованные действия региональной власти и бизнес — сообщества обеспечат масштабные инвестиции и смогут решить задачу устойчивого экономразвития.

Также читайте:

ЕВРОВИДЕНИЕ 2017. Все УЧАСТНИКИ УКРАИНЫ с 2003 года.


Вам будет интересно, Подобрано именно для Вас: